Глобализация. «Ф.» разделил все мировые валюты на пять групп по критерию динамики их курса к доллару США с момента начала острой фазы текущего кризиса, а именно с 1 августа 2008 года по 21 января 2009 года.
Первая группа. Валюты, претерпевшие ревальвацию к доллару США (более +5%). Явным лидером тут выступает японская иена, подорожавшая относительно доллара аж на 20% (сирийский фунт – не более чем курьез). Для постоянного читателя в этом ничего удивительного нет. «Ф.» неоднократно описывал механизм кэрри-трейд, при котором спекулянт берет кредит в валюте с низкой процентной ставкой (в нашем случае это как японская иена и доллар), конвертирует далее эту валюту в валюту-мишень кэрри-трейд с более высокой процентной ставкой (почти все остальные валюты) и размещает ее в активы этой последней валюты (депозиты, государственные и корпоративные облигации, акции, недвижимость). По прошествии должного времени активы в валюте с высокой процентной ставкой продаются (желательно с прибылью), проводится обратная конвертация валют и погашение кредита, номинированного в низкодоходной валюте. В результате массового закрытия позиций курс валюты с высокой процентной ставкой резко падает. Именно такой удар и соответствующую девальвацию испытали на себе валюты самых разных стран.
Доллар же сам является мишенью для иены. В ходе лавинообразного закрытия позиций кэрри-трейд и погашения кредитов в иене (амплифицированного хеджем и валютными спекуляциями) во втором полугодии 2008 года он довольно существенно девальвировался относительно японской валюты.
Вторая группа. Валюты, курс которых остался почти неизменным к доллару США (+/–5%). Тут доминируют валюты, в той или иной степени привязанные к доллару (pegged currencies). Наиболее яркие представители – китайский юань и валюты государств Совета по сотрудничеству стран Персидского залива (ССПЗ – Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Оман, Бахрейн). Эти страны с трудом сдерживали рост своих валют относительно слабеющего доллара, скупая золотовалютные резервы. При развороте тренда на 180 градусов валюты этих стран демонстрируют завидную курсовую стабильность. Что ж, не было ревальвации в «тучные годы», нет и девальвации в период кризиса. Впрочем, Саудовская Аравия и Китай до самого последнего времени продолжали накопление ЗВР, даже невзирая на некоторое падение экспортной выручки, так что прикладывать усилия для сохранения устойчивости курса им не приходится.
Третья группа. Валюты, претерпевшие умеренную девальвацию к доллару США (–5% до –15%). Довольно разношерстная компания. Здесь и некоторые нефтеэкспортеры вроде Ливии, Брунея и Кувейта (единственной страны ССПЗ с отвязанной от курса доллара валютой), и многие страны Юго-Восточной Азии, экономики которых зависимы от экспорта. Впрочем, по сравнению с азиатским кризисом 1997 года падение валют Малайзии, Филиппин, Сингапура и Тайваня выглядит умеренным, чего не скажешь о масштабе проблем, с которыми столкнулись эти страны. Так, экспорт из Тайваня упал в декабре 2008 года по отношению к тому же периоду прошлого года на умопомрачительные 41,9% (для сравнения, экспорт России уменьшился на 31,8%)! Много в группе и нежданных гостей. Так, валюты Пакистана и Аргентины девальвировались относительно слабо, несмотря на то что именно эти страны с самого начала острой фазы кризиса признавались экспертами одними из наименее защищенных от глобального финансового катаклизма.
Швейцарский франк в последние годы обычно ревальвировался по отношению к доллару в кризисные периоды по уже описанной схеме кэрри-трейд из-за того, что за последние годы ставки швейцарского центробанка большую часть времени находились на уровне ниже ставки ФРС. Однако сейчас этого не произошло – за полгода франк оказался под давлением из-за ослабевшего доверия инвесторов к банковской системе этой страны. Тут действительно есть над чем задуматься – в США краткосрочные обязательства банков, по данным Bridgewater Associates, равны 15% ВВП, а в Швейцарии – 250%!
Четвертая группа. Валюты, претерпевшие существенную девальвацию к доллару США (от –15%). Тут бывшие лидеры укрепления по отношению к доллару. Они стремительно просели, когда начали закрываться позиции кэрри-трейд. Вместе с евро девальвировались и некоторые привязанные к нему валюты, например прибалтийские. Ну а мелкие европейские валюты оказались еще более слабыми. Упали даже британский фунт и вполне респектабельная шведская крона. А норвежская крона вообще оказалась среди лидеров девальвации! Причины? Экономическая ситуация в Великобритании, пожалуй, одна из наихудших в Европе.
Шведские банки оказались с кучей плохих долгов в Исландии и Прибалтике, а Норвегия пострадала из-за падения цен на углеводороды. Подобное давление испытывают и другие крупные экспортеры сырья. Это и австралийский доллар, и южноафриканский рэнд, и мексиканское песо. Тут и российский рубль. Но разворот этой тенденции, судя по всему, не за горами. Российский импорт уже показал снижение в декабре 2008 года по отношению к прошлогоднему показателю, а значит, мы имеем все шансы увидеть положительное сальдо торгового баланса в 2009 году, что позволит ЦБ более не заботиться о балансировке упавшего экспорта снижением рубля и даже рассчитывать на возобновление притока капитала в страну.
Аутсайдерами четвертой группы стали действительно коллапсирующие экономики – Исландия и Украина. Несмотря на разные причины краха (в случае Украины это зависимость от экспорта сырья плюс высокий уровень внешнего долга, а у Исландии – крах банковской системы), финал, похоже, один – тяжелейший экономический кризис.
Пятая группа. Совершенно уникальные валюты (девальвация к доллару США почти в 100%).
Абсолютный антилидер нашего валютпарада – африканское государство Зимбабве может похвастаться самыми умопомрачительными темпами инфляции и девальвации в мире. Точную цифру инфляции подсчитать непросто, так как печатный станок в этой стране работает без перерыва (да и деноминаций проведено немало). В ноябре 2008 года отважившиеся на этот нелегкий труд экономисты Cato Institute оценили годовую инфляцию в Зимбабве в 89 секстиллионов процентов (89 000 000 000 000 000000 000%!). Зато в стране уже не осталось миллиардеров, эти бедняки искоренены как класс – 16 января 2009 года центробанк анонсировал выпуск новых купюр в 10, 20, 50 и 100 триллионов долларов. Зимбабвийских долларов!
Александр Зотин