В результате беспрецедентного решения понизить ставки по федеральным фондам практически до нуля американская монетарная политика вошла в дивный новый мир. Вскоре активная финансовая политика окажется основным фактором стимулирования экономики. Однако смелые высказывания ФРС свидетельствуют о том, что у нее есть и возможности, и желание по-прежнему играть важную роль в борьбе с нынешним кризисом. Среди оставшихся в ее распоряжении инструментов - обеспечение потоков денежных средств на кредитных рынках. Несмотря на новизну многих из этих мер, все они соответствуют традиционным функциям ФРС - кредитор последней инстанции и защитник от финансовых кризисов.
Даже с учетом необычных приемов базовая стратегия ФРС останется прежней. Как и во всех послевоенных рецессиях, она будет направлена на устранение слабых мест в экономике и восстановление источников питания за счет снижения стоимости кредитов. Во времена предыдущих рецессий это удавалось благодаря значительному снижению краткосрочных процентных ставок. Однако нынешняя рецессия - аномалия. Хотя краткосрочные номинальные ставки практически равны нулю, а реальные ставки даже чуть ниже, стоимость кредитов все так же высока. Причина кроется в чрезмерном увеличении кредитных спрэдов. Они способствуют росту расходов по займам и усиливают рецессию. Они же являются основным препятствием на пути к восстановлению.
Во время рецессий кредитные спрэды обычно расширяются по мере снижения класса заемщика. Однако основная причина невероятного увеличения кредитных спрэдов в условиях данного кризиса заключается в масштабном бедствии, которое терпят финансовые институты в результате кризиса субстандартного кредитования. Соответственно, снижение стоимости кредитов при нынешних обстоятельствах требует вмешательства ФРС с тем, чтобы устранить препятствия для движения средств частных посредников. В этом случае ФРС будет по-прежнему использовать две дополнительные стратегии.
Первая заключается в частичной замене частного посредничества прямым кредитованием определенных классов заемщиков. Если ей удастся получить средства по более низкой цене, чем пострадавшим финансовым институтам, ФРС в свою очередь сможет предоставить им кредиты по более низкой ставке. План ФРС по покупке новых агентских ценных бумаг и бумаг, обеспеченных закладными, отражает именно такую стратегию. Второй подход, совместно с Министерством финансов, - попытаться возместить ущерб частным финансовым институтам непосредственно путем вливания капитала и временных гарантий.
В эту новую эпоху центральному банку будет сложнее добиться понимания. До сегодняшнего дня средства ФРС, используемые для кредитования, были направлены на ограничение и снижение расходов по кредитам в определенных секторах, вместо их резкого сокращения. Для достижения успеха, возможно, потребуется не только увеличить эти средства, как указано в заявлении ФРС, но и создать атмосферу доверия среди инвесторов, четко объяснив, как эти программы повлияют на экономику. Кроме того, возможно, будет труднее определить направление политики ФРС: из-за отсутствия простого аналога ставки по федеральным фондам.
Маловероятно, что само по себе объединение кредитов даст точную информацию о деятельности ФРС, направленной на стимулирование получения и выдачи кредитов, так как и то, и другое зависит от факторов предложения и спроса. Более того, ФРС не может контролировать объединение кредитов в большей степени, чем совокупную денежную массу. Точно так же она не может напрямую контролировать кредитные спрэды. Однако, кредитные спрэды, дополненные информацией о стандартах и объемах кредитования, скорее всего, лучше расскажут о том, насколько эффективно функционируют финансовые рынки. Несмотря на низкие индикаторы, эти спрэды более четко отражают затраты по частному посредничеству, чем объемы кредитов.
Угроза дефляции, подобной той, которая поразила Японию в 1990х, усиливает необходимость внедрения четко сформулированной стратегии. Для того чтобы предотвратить наступление дефляции/стагнации, центральный банк может использовать методический подход, направленный на создание доверия у инвесторов, четко заявив о своем намерении поддерживать политику стимулирования столько, сколько потребуется. В нормальных условиях этот подход дополняется сведениями об изменении краткосрочных процентных ставок и, возможно, денежной массы. Тем не менее, в условиях потрясений на финансовом рынке большие кредитные спрэды может разрушить эту стратегию. Поэтому в заявлении ФРС говорится о стремлении не только сохранить низкий уровень ставки по федеральным фондам в течение такого периода, который потребуется в зависимости от обстоятельств, но также в случае необходимости поддержать и расширить кредитные программы.
И в заключение, необходимо наметить план выхода. Так как частные институты по-прежнему находятся в стесненных обстоятельствах, ФРС следует и в дальнейшем способствовать посредничеству в пределах своих полномочий с целью снижения расходов по кредитам. В результате, существует только вероятность того, что балансовый отчет ФРС увеличится во время рецессии. Однако как только будет проведена рекапитализация частных посредников, а реальная экономика окрепнет, ФРС захочет отказаться от прямого посредничества при частном кредитовании. Предоставив максимально четкую информацию о плане выхода, ФРС сведет к минимуму неопределенность среди инвесторов и, те самым, поможет восстановлению.
Автор - профессор экономики центра им. Генри и Люси Мосес, Нью-йоркский университет
По материалам The Financial Times