Да, многим знаком звук печатного станка. В Великобритании процентные ставки составляют 1%, а в США равны нулю, поэтому бессмысленно делать вид, что ослабляя монетарную политику, можно вывести страну из кризиса. Необходимы также и монетарные меры. Центральные банки больше не могут довольствоваться только определением стоимости денег: в реальном выражении, с поправкой на инфляцию, она больше не оказывает никакого воздействия на ситуацию. Следует обратить внимание на их количество. Тем не менее, как только заходит разговор о печатных станках, сразу начинают бить в набат. "Вы пытаетесь выбраться из кризиса за счет инфляции?вы отнимаете у пенсионеров с трудом накопленные сбережения?вы следуете политике президента Зимбабве Мугабе". Вот типичные обвинения. Эти обвинения ошибочны. Однако их существование говорит о том, что политики должны подробно объяснить, почему сейчас важнее количество денег, а не их стоимость, и почему эти действия помогут ограничить последствия кризиса в мировой экономике. Аргументы в пользу печати денег не основываются на идее косвенного создания инфляции. Она заключается в том, что в настоящее время мировой спрос и уровень цен находятся под давлением. Нынешний экономический спад отличается от всех других кризисов послевоенного периода. По своей сути, он похож на Депрессию 1930х. А Депрессия характеризовалась недостатком денег и падением цен.
Дефляция - это происки нечистой силы. В 1930х это хорошо понимали и Ирвинг Фишер, и Джон Мейнард Кейнс, хотя они по-разному рассматривали механизмы, которые могли привести большим экономическим трудностям. Для Фишера проблема заключалась во влиянии дефляции на реальные уровни долга. Учитывая то, что номинальные процентные ставки не могут упасть ниже нуля (поскольку для наличности, по определению, устанавливается нулевая номинальная процентная ставка), период дефляции с нулевыми процентными ставками приведет к росту реальных уровней долга и реальных процентных ставок. Это весьма неприятная новость для компаний, которые обычно берут в кредит, чтобы инвестировать. Дефляция готовит почву для резкого сокращения прибылей и уничтожения инвестиций. В условиях современной экономики это не предвещает ничего хорошего домовладельцам, взявшим большие кредиты на покупку домов, за которые им практически нечем платить. По мнению Кейнса, проблема заключалась в "неподвижности" номинальных зарплат. Общая идея проста. Если цены падают быстрее, чем зарплаты, происходит рост реальных затрат. В противном случае, реальная прибыль уменьшается. Если социальные условия препятствуют чрезмерному падению зарплат, существует вероятность того, что компании будут вынуждены уволить тысячи рабочих.
В любом случае, дефляция - довольно неприятная новость для всех. В 1930х некоторые утверждали, что дефляция может способствовать восстановлению за счет повышения реального денежного дохода, тем самым, увеличив богатство и прибыль владельцев наличности. Это так называемый эффект "
реальных кассовых остатков", однако он не работал тогда и, вряд ли, будет работать сейчас, учитывая, что сегодня люди вкладывают сбережения в акции и недвижимость, которые в последнее время сильно потеряли в стоимости. При увеличении реального денежного дохода дефляция приводит к появлению ошибочных стимулов на рынках капитала: Люди получают вознаграждение за накопление наличности. Тем не менее, в результате, номинальный спрос падает еще сильнее, что способствует увеличению накоплений. Сбережения больше не направляются на рынки капитала. Напротив, они скапливаются под матрасом. Следует уничтожить ощущение недостатка наличности, которое является естественной реакцией на кредитный кризис: отчасти, в этом может помочь печать денег. Чтобы убедить людей в необходимости "печати денег", политики должны предложить стратегию и систему, в рамках которой можно использовать печатный станок. В конечном счете, традиционная или иная монетарная политика может повлиять на экономику не только напрямую, но и посредством воздействия на ожидания людей.
Во-первых, данная стратегия требует полного отказа от "традиционного" языка общения. У людей создается ощущение, что центральные банки заняты проведением экспериментов. Они могут позволить себе быть более уверенными. Им просто нужно сказать, что монетарную политику всегда можно использовать для воздействия на стоимость или объем кредита. Центральные банки, все вместе, представляют собой довольно консервативное объединение: им не стоит делать вид, что они предлагают экономический аналог пирсинга или думать, они должны отправиться в Гластонбери (Прим. Profinance.ru: древний английский город, где проходит крупнейший в мире музыкальный фестиваль под открытым небом) или на фестиваль Burning Man (горящий человек). Это им не подходит. Во-вторых, нужно объяснить, как работает монетарная политика в плане определения объемов кредитования, и почему, учитывая опыт последних лет, нужно делать это на постоянной основе. На пресс-конференции, состоявшейся после публикации отчета по инфляции Банка Англии, Мервинг Кинг, отметил, что "в течение многих лет центральные банки спорили о том, что использовать в качестве краткосрочного оперативного инструмента - процентную ставку по overnight или монетарную базу?центральные банки всегда занимаются покупкой активов?с целью планирования ставки overnight или уровня монетарной базы".
Однако этого не достаточно. При нулевых ставках просто невозможно добиться дальнейшего снижения ставки по overnight: поэтому нет других вариантов помимо определения объема монетарной базы. В условиях рецессии увеличение монетарной базы не гарантирует, что более общие показатели денежной массы действительно увеличатся, так как по меньшей мере, в частном секторе отсутствуют "добровольные" заемщики (все слишком заняты накоплением денег). Возможно, Банк Англии превратился в кредитора последней инстанции для всей экономики, однако для успешной работы печатного станка также нужен заемщик последней инстанции, скорее всего государство. Основная проблема заключается в том, что Банк Англии, как и другие центральные банки, не может оказывать большое влияние на передаточный механизм монетарной политики: недостаточное увеличение объемов кредитования в настоящее время, несмотря на очень низкие процентные ставки, тогда как во времена бума кредиты выдавались в слишком большом количестве, несмотря на относительно высокие процентные ставки. В долгосрочной перспективе полезно было бы внедрить согласованный план определения объемов кредитования - возможно, в виде противоциклического коэффициента достаточности капитала.
И последнее, необходима стратегическая система, которая позволит печатать деньги без угрозы гиперинфляции. К счастью, такая система уже существует, по крайней мере, теоретически. Это определение контрольных уровней цен. Один из самых существенных недостатков планирования темпов инфляции - принцип "кто старое помянет, тому глаз вон". Если уровень цен и зарплат упадет на 10%, то стандартные условия планирования темпов инфляции просто предполагают возвращение инфляции на целевой уровень. Однако как сказали бы Фишер и Кейнс, устойчивое падение ценового уровня в условиях нулевых процентных ставок приводит к продолжительному разрушению реальной экономики. При планировании темпов инфляции большое внимание уделяется прошлым инфляционным ошибкам: если цены и зарплаты упали слишком сильно, они должны вырасти снова. Инфляция должна на некоторое время подняться выше планового уровня. Это не снижение в безумном стиле Мугабе: напротив, данный подход оправдывает печать денег и строго ограничивает объем дополнительно печатаемых средств. И внедрить его нужно незамедлительно.
По материалам The Independent