Основных причин три.
1. В условиях мирного сосуществования США (в силу ряда причин, главные из которых имеют территориально-географический характер), несмотря на то, что доллар США выполняет функцию основной мировой резервной валюты, проигрывают конкуренцию другим основным мировым игрокам, рост экономик которых привел к росту цен на основные сырьевые ресурсы, что впоследствии привело и к росту цен на продовольствие в глобальном масштабе.
2. Затраты на поддержание имиджа «мирового жандарма» посредством оккупации Ирака, вторжения в Афганистан и т.д. стали неподъемными даже для экономики США. В то же время, США находятся в такой ситуации, когда они не могут уже обойтись без поддержания этого мифа, т.к. если США под предлогом демократизации перестанут вмешиваться в чужие дела, то кому они будут нужны? Разве нужен глобальному Материку глобальный Остров?
3. Повышение глобальной экономической грамотности элит основных мировых игроков. Процессы деколонизации середины ХХ века дополнились процессами повышения грамотности и информатизации конца ХХ - начала XXI века.
Руководство США, конечно, могло бы не допустить начала системного кризиса в экономике. Но для этого потребовалось бы свернуть свою миссию по “демократизации” мира и направить высвободившиеся средства на структурные изменения в экономике. Но руководство США, ни республиканцы, ни, тем более, демократы, никогда с таким подходом добровольно не согласятся.
Поэтому свое единственное спасение американская элита видит в перекладывании своих кризисных тенденций на плечи экономик других стран мира и провоцировании глобального конфликта, который бы подтвердил их статус мирового полицейского и позволил удержать ситуацию под контролем военно-полицейскими методами.
Выводы
Приблизительно такая реальная картина, на наш взгляд, стоит за американской фальш-панелью под названием “ипотечный” кризис. Если считать, что действия элиты США в отношении других стран и народов носят глобально-целевой характер (что соответствует действительности), то почему мы отказываем в таком глобально-целевом планировании элитам других стран? Мне кажется, это не верно.
Очевидно и общепризнанно, что китайская элита имеет такой долгосрочный план развиттия страны. Почему же в таком праве мы отказываем руководству России, твердая позиция которого по наведению порядка в области глобального ценообразования на углеводородные ресурсы (УВС) в конце прошлого века и стала основной причиной начала нынешнего системного кризиса американской экономики?
Экономику России постиг дефолт при падении цены нефти до 8 долларов за баррель. Руководство страны вынесло из этой ситуации уроки и предприняло целенаправленные усилия для того, чтобы подобная ситуация больше не повторилась. Логика была простая – если мы «вылетели в трубу» при 8 долларах за баррель, то для того, чтобы Штаты «вылетели в трубу» со всей своей «высокотехнологичной» экономикой, основу которой составляют заказы Пентагона (например, 90% заказов фирмам Силиконовой долины дает Пентагон), надо, соответственно, поднимать цену на нефть и как можно выше.
Уровень выше 80 долларов за баррель – это и есть тот уровень, при котором американская экономика перестает держать конкурентный удар со стороны экономик других стран. Как говорится - все по-рыночному, все по-честному, в полном соответствии с общепринятыми правилами игры. Соответственно, можно предположить, что рост цен на углеводородное сырье, т.е. сырьевая ценовая война – это и есть ассиметричный ответ России на расширение НАТО и новую гонку вооружений, в которую США пытаются втянуть Россию.
Что с точки зрения экономики есть новая гонка вооружения для США? Это есть стимулирование своей собственной экономики через печатание денег на нужды американского ВПК, стимулирование внутреннего потребления.
Что показывает нынешний кризис? Что в него вошли как раз те отрасли американской экономики, которые и обеспечивают «гражданский» внутренний цикл потребления: автомобильная промышленность (самый большой рынок в мире), авиапроизводство, соответственно, авиаперевозки (самый большой рынок в мире), производные - жилищный рынок и сфера услуг, в которой банковский бизнес занимает 75%.
Происходящее коллапсирование ведущих американских ТНК (автомобильных концернов, авиакомпаний), невозможность большинству американцев продать свой дом и переехать из депрессивного штата в развивающийся, говорит о происходящем постепенном распаде инфраструктурной и социальной целостности страны. Т.е. в отношении самих США начинает сбываться тот прогноз (распад страны), который аналитики Стратфора уготовли России.
Если предположить, что один глобальный игрок полностью осознает те правила игры, которые выгодны только ему, то почему мы должны отказывать в таком праве другим глобальным игрокам?
Высокие цены на углеводородное сырье означают, что глобальный мировой финансовый пузырь остается не в странах-потребителях УВС, а в странах-производителях. В этой связи высокие цены на УВС – и есть та точка, которая позволила руководству России, а вслед за ним и руководству других стран-производителей УВС качнуть мировой финансовый маятник в свою сторону.