Ни для кого не секрет, что 2009 год будет годом непредсказуемых рисков, а инвесторам и трейдерам придется напрягать извилины, размышляя о том, какие предпринимать ходы при управлении своими финансами. Учитывая, что рецессия, которая началась в США, охватывает весь мир, необходимо проанализировать риски, с которыми сталкиваются другие страны.
Президент Eurasia Group доктор Ян Бремер на пресс-конференции, которая состоялась в прошлом месяце, представил общественности прогноз глобальных политических рисков. Eurasia Group – ведущая в мире исследовательская и консалтинговая фирма, которая занимается исследованием глобальных политических процессов. Представляя список из 10 пунктов, Бреммер заявил: «Первая всемирная рецессия будет привлекать внимание в течение всего года. В связи с этим существует множество геополитических рисков. Существует множество рисков, которые будут влиять на ситуацию в 2009 году, и на которые раньше не обращали внимания. Вместо этого все думают только о финансовом кризисе…Как следствие этого, те или иные политические события могут оказаться сюрпризами и оказать намного большее влияние на рынки, чем такие прогнозируемые риски прошлого как война в Ираке, которая не только ожидалась, но уже была оценена рынками, в то время как войска союзников концентрировались на иракской границе».
В ситуации, когда американское правительство все больше вмешивается в работу финансовых рынков, процесс корпоративных банкротств, огосударствливает предприятия, увеличивает объем интервенций со стороны суверенных фондов, по словам Бреммера Нью-Йорк теряет статус экономической столицы США. Новой экономической столицей становится «Вашингтон, где принимаются ключевые экономические решения, ключевые финансовые решения. Этот процесс наблюдается по всему миру. Например, Нью-Дели становится более важным финансовым центром, чем Мумбаи».
По мнению Бреммера, со времен Второй мировой войны, не было такого года, когда политические риски оказывали бы такое влияние на рынки, как год наступивший.
Дядя Сэм
1. Возможно вы удивитесь, но первое место в рейтинге занимает ни какая-нибудь страна – покровитель террористов и не страна, где правит опасный социальный демагог. Нет, в этом году главный политический риск представляет собой Конгресс США. Бреммер указывает на две основных причины этого: 1) необычно высокие ожидания, которые связывают с приходом новой администрации Барака Обамы, эти ожидания являются столь завышенными, что «никто не смог был оправдать их» и 2) сегодня правительство США является более прогрессивными и сплоченными. «Интересно, какую позицию займет Конгресс в противоположность тому, что он затягивает и видоизменяет инициативы, которые поступают от исполнительной власти», - говорит он. «Это приводит к опасениям на рынках в отношении регуляторной политики, популистской политики и возможности того, что власти будут благоприятствовать потребителям, а не производителям».
Макро-риски.
2. Безопасность в Южной Азии. Локус глобального терроризма теперь находится в Южной Азии. Как утверждает Бреммер, уровень безопасности в Индии, Пакистане, Афганистане сильно снизится. Eurasia Group прогнозирует более прямое втягивание Европы и США в конфликты в этих странах. Маловероятно, что это вмешательство будет полезно для стран Запада.
3. Израиль/Иран. Хотя американские власти и не признают этого официально, они согласились с тем, что Иран может получить возможность для производства атомного оружия к концу этого года. Вероятность вторжения США в Иран значительно снизилась. Однако, 2009 год это критический год, так как Израиль еще не готов признать реальность «ядерного Ирана». Власти Израиля находятся под внутренним давлением со стороны населения своей страны, которое требует принять меры. В этом году риски, связанные с Ираном и риски связанные с Израилем/Палестиной/Ливаном становятся запутанными и связанными. Если год завершится без прямого военного конфликта, то это приведет к тому, что США будут играть меньшую роль в регионе, тогда как Совет сотрудничества стран Персидского завила будет вынужден интегрировать «ядерный Иран» и учиться жить с ним.
4. Россия. Финансовый кризис может привести росту социальных неурядиц в ситуации, когда толерантность государства к гражданам практически равна нулю. Отношения с США и некоторыми европейскими странами продолжат ухудшаться в случае продолжения наступления на демократию. Также немало проблем Россия может создать и в сфере международных отношений. Здесь факторами риска являются возможность военной интервенции на Украину, прямой военный конфликт с Грузией, расширение НАТО и размещение натовских ракет в Восточной Европе. Однако все это маловероятно, по мнению Бреммера. Россия продолжит увеличивать уровень непрозрачности инвестиции, и будет демонстрировать все меньше желания играть по международным правилам в сфере коммерции, торговли и инвестирования. Для западных компаний инвестиционный климат в России ухудшится, особенно это будет касаться американских компаний.
5. Ирак. Иракское правительство встретится с серией политических тестов, которые определят его способность сохранить единство стран и обеспечить стабильность. Возможно, что вывод американских войск из Ирака займет больше тех 16 месяцев, которые обещал Обама. Предвестия вывода американских войск плюс провинциальные и парламентские выборы могут привести к вооруженным беспорядкам в стране. Кроме того, стремление нефтяного района Киркука к независимости от Ирака продолжает оставаться фактором долгосрочной нестабильности. Неопределенность в отношении цен на нефть создает проблемы для международных корпораций, которые опасаются при низких ценах инвестировать большие средства в Ирак.
Региональные риски.
6. Венесуэла. План Президента Чавеса по проведению референдума с целью снять ограничения по сроку, который он может занимать должность президента и реформировать Конституцию, судя по всему, провалится. Столкнувшись с этим, Чавес может начать править более авторитарно, что приведет к росту социальных и политических беспорядков.
7. Мексика. Рост коррупции и насилия, связанных с нарко-трафиком ставят все больше вопросов, о способности мексиканского правительства разработать стратегию в войне с организованной преступностью. Однако протесты общественности вряд ли помогут политической стабильности или успешности борьбы с нарко-картелями.
8. Украина. Борьба за власть между президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко приведет к усилению раскола в правительстве. Это также затруднит усилия по выводу страны из экономического кризиса. Сокращение рабочих мест, снижение заработных плат и рост недовольства политиками может привести к росту нестабильности в крупных городах. Однако вероятность прямого военного конфликта с Россией невелика. Бреммер отмечает: «У правительства Украины нет внутренних ресурсов для борьбы с финансовым кризисом. Россия будет вновь обыгрывать газовый вопрос. Это очень плохая страна для инвестиций в этом году».
9. Турция. Борьба между сторонниками светского пути в промышленных кругах судах и армии и исламистами в правительстве становится серьезным препятствием для экономического развития, а также для вступления Анкары в ЕС. Бреммер указывает на рост анти-турецких настроений в Европе и говорит, что этот год неблагоприятен для инвестиций в Турцию.
10. Южная Африка. Хотя Африканский Национальный Конгресс вероятно сохранит большинство мест в парламенте, а Яков Зума победит на президентских выборах, макроэкономическая политика правительства является неопределенной. Это может вызвать рост пессимизма на рынках. Кроме того, много вызовов ставит исход дела по обвинению Зумы в коррупции. Бреммер считает, что в долгосрочной перспективе ЮАР движется в верном направлении, однако 2009 год кажется немного проблемным.
Аналитики Eurasia Group называют еще три потенциальных фактора риска. Это Китай, это политическая стабильность в Персидском Заливе и инициативы по изменению мирового климата. Что касается Бразилии, Северной Кореи и Тайваня, в 2009 году они не вызывают значительного беспокойства.
© Heather Larson-Blakestad