Один из основных итогов саммита G-20 в Лондоне – это введение санкций против налоговых "тихих гаваней" и банковской тайны, как таковой. В ближайшей перспективе хедж-фонды или управляющие ими компании будут проходить регистрацию и будут обязаны раскрывать необходимую информацию надзорным или контролирующим органам, включая информацию о привлеченных заемных средствах. Совет финансовой стабильности разработает механизмы сотрудничества и обмена информацией между органами власти, которые будут контролировать хедж-фонды, чтобы сделать более эффективным надзор в случае, если фонд и управляющая им компания расположены в разных юрисдикциях. Эта работа должна быть завершена к концу 2009 года. Регуляторы должны потребовать от институтов, работающих с хедж-фондами, эффективного риск-менеджмента, который предполагает мониторинг уровня заемных средств хедж-фондов и установление лимитов на каждого контрагента.
В отношении стран, которые не следуют международным стандартам обмена налоговой информацией (tax heavens и non-cooperative jurisdictions), государства G-20 будут принимать "согласованные меры". Планируется выработать меры, направленные на увеличение требований по раскрытию информации о сделках с участием контрагентов из non-cooperative jurisdictions, взимании налогов с таких сделок и отказа от налоговых изъятий. Кроме того, международным и региональным институтам развития рекомендовано пересмотреть свою инвестиционную политику с учетом того, является ли та или иная страна не следующей стандартам обмена информацией.
Премьер-министр Великобритании Гордон Браун заявил, что мир является "свидетелем начала конца налогового рая". Браун подчеркнул: "Уходить от налогов, что ежегодно стоит глобальной экономике миллиарды долларов, отныне будет труднее". По данному поводу у аналитиков нет единого мнения. Так, известный российский экономист С.Егишянц считает, что "капитаны мондиализма вовсе не сошли с ума, намереваясь резать своих священных коров, коими являются оффшорные зоны – они под "налоговыми убежищами" подразумевали лишь страны, не желающие соответствовать мэйнстриму "прозрачности и открытости", т.е. отказывающиеся поступиться национальным суверенитетом в пользу интересов глобальных корпораций: так что совсем не удивляет отсутствие в списке "врагов мирового сообщества" разнообразных Каймановых островов – зато супостатами объявлены Уругвай, Коста-Рика, Малайзия и Филиппины". Но есть и иные позиции.
Для того, чтобы сложилась целостная картина, приведем список из 38 стран, обвиняемых в укрывании капитала: Австрия, Бельгия, Бруней, Чили, Гватемала, Люксембург, Сингапур, Швейцария, Коста-Рика, Малайзия, Филиппины, Уругвай, а также Андорра, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Багамы, Бахрейн, Белиз, Бермуды, Исландия, Доминиканская республика, Гибралтар, Гренада, Либерия, Лихтенштейн, Монако, Монсеррат, Науру, Панама, Китс и Нэвис, Самоа, Сан Марино, Вануату, Вирджинские острова, Каймановы острова, Маршаловы острова, Теркс и Кайкос, Нидерландские Антильские острова, Сент-Винсент и Гренадины и т.д.
Управление финансовой службы Великобритании (FSA) отныне намерено регулировать "засекреченные" прежде хедж-фонды и оффшорные налоговые убежища. А США еще в 2008 году потребовали от швейцарского банка UBS предоставить американскому правительству информацию об американских клиентах, которые подозреваются в налоговых мошенничествах и других финансовых махинациях. Речь шла о вкладах на общую сумму почти 15 млрд долларов. По данным налогового управления министерства юстиции США, один из топ-менеджеров UBS Рауль Вейл и другие высокопоставленные сотрудники банка с 2002 по 2007 год вывели из-под налогообложения около 20 млрд долларов.
С 2002 по 2007 годы клиентами мошенников стали около 20 тысяч граждан США. UBS в феврале 2009 года, помимо предоставления данных об американских клиентах банка, проводивших трансграничные операции, согласился выплатить штраф правительству США в 780 млн долларов "в качестве штрафных санкций, возмещения убытков и банковского процента", после чего Минюст США рекомендовал снятие обвинения в адрес банка.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) поставила Коста-Рику, Малайзию, Филиппины и Уругвай в "черный список" стран, в которых процветает уклонение от налогов. Швейцария попала в «серый список» стран, в который вошли государства, согласившиеся усовершенствовать стандарты прозрачности, однако пока не подписали соответствующие международные соглашения (04.04.2009).
Сенатор-демократ Карл Левин заявил: "Оффшоры занимаются экономической войной против Соединенных Штатов и честных, трудящихся в поте лица американских налогоплательщиков". Известный российский экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин был удивлен согласием США ввести контроль за хедж-фондами: "Для меня было неожиданным принципиальное согласие США на введение глобального контроля за деятельностью хеджевых фондов. Это существенно ограничивает свободу движения глобальных спекулятивных капиталов и, соответственно, влиятельность США". Делягин подчеркнул, что "в любом случае не ясно, как будут реализовываться заявленные намерения создать глобальный финансовый контроль".
Напомним, что Германия в 2007-2009 годах вела активную борьбу с "налоговыми гаванями". В первую очередь, с Лихтенштейном и Швейцарией. Министр финансов Германии П.Штайнбрюк заявил в преддверие саммита, что "Швейцария вообще не предоставляет информации, с помощью которой можно было бы доказать нелегальный вывоз капитала. В борьбе с этим мы должны использовать не только пряник, но и кнут". М.Восканян напоминает о том, что принц Лихтенштейна Ханс-Адам II назвал, в этой связи, ФРГ "четвертым рейхом". Швейцарцы же были возмущены, что их ставят в один ряд с другими государствами-оффшорами. "Швейцария не является налоговым раем, – заявил представитель Ассоциации швейцарских банкиров Томас Зуттер. – У нас действуют соглашения об обмене информацией по налоговым правонарушениям с полусотней стран, включая страны Евросоюза. Швейцарию недопустимо сравнивать с Лихтенштейном или Каймановыми островами".
Однако, тайну банковских вкладов в Швейцарии раскрывают только в случае совершения тяжких преступлений, а уклонение от налогов к ним не относится. А депутаты швейцарского парламента посоветовали Германии заняться снижением налогов, чтобы немцы не хранили свои средства за границей.
М.Восканян акцентирует внимание на следующем: "Угроза подвергнуться финансовому "остракизму", как известные островные оффшоры, заставила более цивилизованные налоговые оазисы пойти на уступки. Андорра и Лихтенштейн уже объявили о своем решении приоткрыть завесу тайны над банковскими вкладами. К ним присоединились также Гонконг и Сингапур. На уступки готовы пойти Австрия и Люксембург. Швейцария, несмотря на громкие заявления ряда своих политиков в адрес Германии, пошла на переговоры с немецким Министерством финансов. Швейцарцы готовы на информационные уступки соседу, но просят амнистии для своих нынешних клиентов". В марте 2009 года обязательства по выполнению норм прозрачности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) взяли на себя Швейцария, Австрия, Лихтенштейн, Андорра. О готовности предпринять необходимые шаги заявило и княжество Монако. Отметим, что эти шаги являются следствием последовательного давления ряда стран на данные страны.