Идея увеличить кредитоспособность Международного валютного фонда вдвое, до 500 млрд долларов, должна была бы показаться слишком смелой. Однако 31 января, когда заместитель главы фонда Джон Липски объявил о намерении это сделать, руководитель плановой комиссии Индии Монтек Сингх Ахлувалия счел этот шаг чересчур скромным и предложил утроить квоты стран - членов МВФ, или капитал, который они в него вносят.
Еще недавно призыв развивающихся стран к расширению роли МВФ звучал бы как просьба приготовить для них розги покрепче. Ведь фонд трудно назвать популярным. Однако при нынешнем хаосе в мировых денежных потоках этому уже не удивляешься.
По мере распространения кризиса масштабный приток капитала в развивающиеся страны, из-за которого МВФ и стал казаться ненужным во время экономического бума, резко уменьшился. По прогнозам Института международных финансов (организации, объединяющей ведущих банкиров) чистый приток капитала на рынки развивающихся стран, составивший в 2007 году 929 млрд долларов, в 2009-м упадет до 165 млрд долларов. Министр финансов ЮАР Тревор Мануэль высказался о вероятности грядущего «разобщения, крушения планов и ухода с рынков» - перспективы полного ступора международных рынков капитала, так как, в частности, западные банки покидают зарубежные рынки.
Все это заставило развивающиеся страны по-новому оценить преимущества многостороннего финансирования, а также привело их к осознанию необходимости увеличения ресурсов МВФ. По словам бывшего экономиста МВФ Арвинда Субраманяна, работающего сейчас в Петерсоновском институте международной экономики в Вашингтоне, фонду может потребоваться до 1 трлн долларов. Но даже такого огромного увеличения ресурсов может оказаться недостаточно.
Существует мнение, что для предотвращения развития глобальных финансовых дисбалансов, которые и привели к нынешнему кризису, миссия фонда должна быть шире, нежели просто выдача денег в час по чайной ложке. Причиной этого крена отчасти стали огромные международные резервы, сформированные развивающимися странами во время экономического бума за счет активного экспорта. Обратной стороной медали стал рост дефицита платежного баланса развитых стран-потребителей.
Однако некоторые экономисты, в числе которых и г-н Ахлувалия, утверждают, что в наращивании резервов в определенной мере виновен сам МВФ. Развивающиеся страны накапливали их, поскольку не верили, что он располагает достаточными ресурсами, чтобы предоставить им средства, если они потребуются. И действительно, фонд признает тот факт, что развивающиеся страны неохотно обращаются к нему за помощью даже тогда, когда у него есть возможность ее оказать. Это говорит о том, что для повышения эффективности работы МВФ одного увеличения его финансовых ресурсов недостаточно.
По мнению бывшего главного экономиста МВФ Рагхурама Раджана, для решения этой проблемы необходимо прежде всего предоставить развивающимся странам большие права в фонде, который сейчас полностью контролируется Европой и США. Проблема реформирования управления МВФ будет обсуждаться на встрече лидеров стран - членов «Большой двадцатки» в Лондоне 2 апреля, а сам фонд для изучения этого вопроса создал специальный комитет во главе с г-ном Мануэлем. Крупные державы не хотят ослаблять свое влияние в МВФ, не в последнюю очередь потому, что они - его главные доноры. Но если это не будет сделано, существует риск, что у развивающихся стран появится искушение и дальше наращивать свои резервы, чтобы защитить себя от будущих кризисов.
© 2009 The Economist Newspaper Limited