Что ждет развитые страны? Просто падение цен или дефляционная спираль 30-х гг.?
Всего за несколько месяцев прогнозы относительно будущего мировой экономики резко ухудшились. Богатые страны, которые были настроены на неглубокую рецессию, теперь прогнозируют сильное падение. 12 ноября Минфин США и ФРС, обеспокоенные судьбой американского потребителя, сконцентрировали свои силы на выдаче кредитов автомобильной промышленности и образовательному сектору. Центральные банки, которые недавно так боялись инфляции, сегодня резко понижают процентные ставки в тщетной попытке замедлить ее снижение. Но нужно сохранять предельную осторожность: вероятность дефляции в виде ежегодного падения потребительских цен растет день ото дня.
Памятуя о событиях 30-х гг., власти постараются ее предотвратить, чтобы не дать кризису обернуться катастрофой. Сама мысль о возможном падении цен может показаться странной в условиях все еще довольно высокой инфляции. В Америка она достигла 5.6% в прошлом году - небывалый показатель с 1991 г. В том же месяце инфляция в Еврозоне составила 4%. В Великобритании рост потребительских цен составил 5.2% в сентябре, намного превысив целевой показатель правительства в 2%. По большей части причина высокой инфляции заключается в росте цен на сырье в первой половине года. Базовая инфляция, за исключением цен на продовольствие и энергию, оказалась гораздо более стабильной.
Однако, начиная с лета, бум цен на сырье сменился спадом, изменив прогнозы по инфляции кардинальным образом. Цена барреля сырой нефти со своего максимума в 147 долларов в июле рухнула до сегодняшних 60 долларов. Индекс цен на сырье за искл. нефти, рассчитываемый изданием The Economist, упал с июля на 40%. Если цены на сырьевые товары останутся на таком низком уровне, ежегодное изменение розничных цен на продовольствие и топливо в 2009 г. станет резко отрицательным. Это лишь усилит нисходящее давление на инфляцию. Чем глубже экономики погружаются в рецессию и чем больше сокращаются расходы, тем ожесточеннее компании борются за место под солнцем, более осторожно устанавливая цены на свои продукты. Очевидно, что рынок труда Америки переполнен: в октябре уровень безработицы достиг 6.5.%. Всего год назад этот показатель составлял 4.8%. Падение цен на продовольствие моментально сказалось на инфляции в Китае, которая с максимума в 8.7% в феврале опустилась до 4% в октябре.
Между тем, из развитых стран, Америка более подвержена этому злу, чем Европа. Цены на нефть оказывают решающее влияние на то, сколько американские потребители платят за бензин: снижение налогов на доход и пошлин на топливо означает, что резкие изменения на рынке нефти отразятся на стоимости бензина на заправочных станциях. Это, в свою очередь, повлияет на уровень расходов в Америке, сокращение которых лишь усугубит дефляционную атмосферу. По-видимому, цены здесь гораздо "чувствительнее": они чутко реагируют на экономические условия, потому что в Америке рынки гибче, чем в Европе. Более сильный доллар усилит дефляционное давление в США, одновременно облегчив его где-то в другом месте.
Падение цен на нефть в годовом исчислении, скорее всего, будет самым резким в третьем квартале следующего года. Экономисты из Goldman Sachs считают, что в этот период, на короткое время, инфляция в США станет отрицательной. Еврозоне также грозит нечто подобное, хотя, фактического падения цен, вероятно, удастся избежать. После снижения ставки на полпроцента 6 ноября Жан-Клод Трише, председатель ЕЦБ, предположил, что в следующем году инфляция упадет гораздо ниже целевого уровня в 2%. Но подобное падение будет "краткосрочным и потому не окажет значительного влияния" на решения по процентным ставкам.
Для Банка Англии дефляция не кажется чем-то далеким. В Отчете по инфляции, опубликованном 12 ноября, говорится, что через два года уровень инфляции, скорее всего, составит от 1% до 3%. Впервые на веерной диаграмме Банка, которая с большой долей вероятности прогнозирует уровень цен, появилась дефляция. Богатые экономики должны радоваться ей, потому что она связана с удешевлением сырья. Она способствует росту реальных доходов потребителей и прибылей компаний. Однако есть что-то пугающее в инфляции, которая падает слишком сильно и слишком быстро. Падение цен делает долги более дорогими, поэтому домохозяйства стремятся быстрее выплатить кредиты, хотя при этом другие потребители наслаждаются ростом своей покупательной способности. Если на смену инфляции придет дефляция, недостаток спроса, возникший в связи с отказом от кредитов, не будет восполнен состоятельными потребителями, которые станут экономнее.
Гремучая смесь из падения цен и высокого кредитного рычага может сформировать "долговую дефляцию", которая была впервые описана американским экономистом Ирвингом Фишером в 1993 г. (Прим. Profinance.ru: экономист и математик, представитель неоклассического направления первой половины 20 века) В таком случае обремененные долгами компании и потребители ринутся выплачивать займы. А это негативно скажется на спросе и приведет к снижению цен. Дефляция же в свою очередь увеличивает истинную стоимость долгов. Кроме того, это означает, что реальные процентные ставки, которые не могут быть отрицательными, становятся неприятно высокими. Это еще больше подталкивает людей к выплате кредитов, однако, как говорил Фишер, "чем больше они выплачивают долгов, тем больше они должны". Теория Фишера заслуживает большего, нежели простой академический интерес. Недавнее исследование кредитования, проведенное ФРС и ЕЦБ, показало, что в октябре гораздо больше банков ужесточили условия выдачи кредитов, чем в июле. Америку чрезвычайно беспокоит заявление, сделанное 12 ноября регулятивными органами, которые пообещали внимательно следить за дивидендными политиками банков, не увеличивших кредитование.
В результате исследования было также выявлено нежелание брать в долг, что указывает на падение расходов. Число иностранных заказов на средства производства, выпускаемые в Германии упало на 14%, а это означает, что компании во всем мире сокращают инвестиции. Продажи машин в Америке и Европе тоже падают. Такие розничные компании в США, как Neiman Marcus, J.C. Penney и Gap докладывают о падении объемов продаж на двузначные цифры с начала года по октябрь. Данные по розничным продажам в Великобритании тоже оставляют желать лучшего, что чрезвычайно беспокоит компании, согнувшиеся под грузом долгов. Если в ближайшем будущем объемы продаж не увеличатся вслед за уменьшением процентных ставок, некоторым предприятиям розничного сектора придется нелегко.
Марк Кейплтон из Royal Bank of Scotland утверждает, что, согласно ожиданиям рынка облигаций, в течение следующего года потребительские цены в Америке упадут на 2.5%. Инфляция в Еврозоне по прогнозам будет практически равна нулю. Когда цены быстро росли, центральные банки опасались, что параллельно им будут расти инфляционные ожидания потребителей. А теперь они бы все отдали, чтобы не позволить им упасть слишком низко. Все это означает, что процентные ставки в развитых странах вскоре вполне могут упасть до нуля, кое-где они уже почти достигли этой отметки. Итак, дефляция - это не пустые страхи. Похоже, инвесторы стремятся подстелить соломки везде, где только можно. "Тенденции на рынке опционов указывают на рост неопределенности вокруг инфляции", - отметил Кейплтон. А это в свою очередь означает страх перед тем, что власти, пытаясь побороть дефляцию, также могут перегнуть палку.
По материалам печатного издания The Economist