Последствия недавних инвестиционных решений продолжают преследовать мировую экономику. А все потому, что многие сильные мира сего решили «нагреть руки» на еще одном пузыре.
Не утихают дебаты по поводу того, в какую сторону будет развиваться ценовая составляющая мировой экономики? С одной стороны, многие указывают на то, что деньги, которые печатают сегодня центробанки (и, в особенности, ФРС), в дальнейшем неизбежно будут иметь серьезное инфляционное влияние. Этой точки зрения, в частности, придерживаются адепты австрийской школы экономики, которые считают, что система бумажных денег в ходе текущего кризиса теряет свою стабильность и инвестиции в золото — один из способов сохранить свои сбережения.С другой стороны, несмотря на некоторый ценовой рост американских казначейских облигаций, защищенных от инфляции (treasury-inflation protected securities), спред между ними и обыкновенными 10-летними трежерис по-прежнему сохраняется не в пользу TIPS. Таким образом, рынок облигаций расценивает вероятность инфляции в ближайшие десять лет как довольно низкую. Какой вариант событий все-таки более реален в ближайшей перспективе?
«Австрийцы» утверждают, что дело не только в печатании денег. Свою роль сыграет и коллапс трежерис, и головокружительная стоимость пакета мер по стимулированию экономики США. Кроме того, они настаивают на том, что процесс делевериджинга (de-leveraging — снижение объема кредитного плеча), который мы наблюдаем сейчас в финансовом секторе — это не дефляция.Тем не менее какими словами ни называй — de-leveraging, disinflation или как-то еще — очевидно, что обвал в секторе недвижимости США вызвал жесточайшее падение стоимости активов в мировом банковском секторе. Фактическое разорение многих ведущих частных банков привело к тому, что кредитный поток в мировой экономике прервался. Система, которая была построена на непрерывном росте, дала сбой. Пока состояние банков не улучшится и пока заемные деньги вновь не станут более активно циркулировать в системе мировой экономики, говорить о какой-либо общей инфляции (и тем более гиперинфляции) преждевременно.Мировая экономика, конечно, сегодня не в таком состоянии, в каком она была на пороге Великой депрессии. Но банки в ходе нынешнего кризиса уже упали сильнее, чем тогда. Банковский индекс KBW Index (^BKX), который, по сути, отражает состояние финансового сектора США, по состоянию на 20 января упал почти на 80% со своего пика в феврале 2007 года (с отметки 117 до 25,3). Для сравнения, падение показателя New York City Bank Index с октября 1929 по октябрь 1931 составило 78,1%.
Да, мировые центробанки во главе с ФРС активно печатают деньги, чтобы справиться с текущими проблемами. Федеральный резерв может предоставить банкам деньги, которые им необходимы для покрытия своих убытков, однако он не может заставить их более активно кредитовать население.Дефляция, в обычном понимании этого термина, означает снижение цен. Оно может происходить в результате снижения спроса или снижения доступного объема наличности.
И хотя очевидно, что ФРС очень резко повышает объем денежной базы, до сих пор этот эффект почти полностью нивелируется снижением скорости обращения денег в экономике. В результате снижения экономической активности предложение денег и объем кредитов в реальной экономике, а не в сейфах и на счетах банков, снижается. Это во многом объясняет, почему на текущем этапе скачок в предложении денег со стороны ФРС пока не реализует его потенциальную инфляционную угрозу.
Можно напечатать и раздать сколько угодно денег для финансового сектора, но если они просто лежат мертвым грузом где-то в хранилищах банков, которые только успевают списывать активы и снова обращаться за помощью к правительствам своих стран, то эти деньги никаким образом не влияют на ситуацию в реальной экономике.
Даже если сегодня у вас стабильный заработок и хорошая работа, вы десять раз подумаете, прежде чем взять кредит. Рост безработицы, страх потерять работу, ужесточение процесса выдачи кредитов банками — все эти факторы способствуют тому, что многие потребители как в развитых, так и в развивающихся странах в ближайшей перспективе будут стараться сокращать свои расходы и экономить.
Кроме того, сами банкиры прекрасно понимают, что в текущих условиях более активное кредитование означает только рост потерь. Таким образом, дефляция в банковском секторе, последствием которой стало резкое снижение скорости обращения денег в экономике, пока что задает тон всему развитию финансового кризиса. И попытки мировых правительств развернуть ситуацию пока не увенчались успехом.
Строго говоря, то, что сегодня происходит в глобальной экономике
форекс на самом деле, сложно охарактеризовать каким-либо одним термином. Мы имеем дело с серьезной дефляцией в банковском секторе, в недвижимости, в промышленности, и при этом — стагнацию в ценах на автомобили, компьютеры, телефоны, инфляцию — в стоимости товаров продовольственного сегмента.
Скорее всего, в ближайшие несколько лет изменения в глобальной экономике, так или иначе, будут иметь негативный характер для США и доллара. Возможно, в попытках вернуть экономику к жизни американское правительство зайдет слишком далеко, и ему «удастся» девальвировать свою валюту при помощи массы напечатанных денег, монетизации внешнего долга и огромных пакетов по поддержке различных секторов. Как это ни парадоксально, по мнению ряда экспертов, именно этого и хотят добиться в Штатах — чтобы легче было рассчитаться по внешнему долгу.
Но все же ждать одномоментного превращения США, да и всего мира в Зимбабве (правительство которого, кстати, планирует вскоре начать выпуск купюр достоинством 100 трлн зимбабвийских долларов), в ближайшее время вряд ли стоит.Да, доверие к бумажным деньгам, будь то фунты, евро или доллары, пошатнулось. Но все же не настолько, чтобы весь мир сегодня решил буквально «сжечь» свои «грязные зеленые бумажки» и рвануться из трежерис куда-то еще очертя голову.
В целом складывается впечатление, что многие купившие золото инвесторы просто пытаются «продать» свою идею гиперинфляции. Однако «купит» ли ее рынок — это еще большой вопрос. Тот же Питер Шифф, которого сегодня чуть ли не носят на руках за то, что он предсказал крах в секторе сабпрайм и обвал фондового рынка США в 2008 году, до сих пор крайне неудачно демонстрировал себя как инвестиционный стратег, активно выступая в защиту теории декаплинга и вложений в сырьевые активы и акции развивающихся рынков
С другой стороны, можно не мудрствуя лукаво уже сегодня вырыть себе яму, и «схорониться» в ней со всеми своими запасами золота полуфабрикатов и сухих пайков и ждать девальвации доллара, гиперинфляции и конца света. А тем временем мировая экономика продолжит развиваться, пусть и намного замедленными темпами.
Возможно, в дальнейшем нас и ждет повсеместный рост инфляции. Но для этого необходимо, чтобы в себя пришел банковский сектор, потребители снова почувствовали уверенность в своем материальном положении и завтрашнем дне и стали более активно покупать. Понятно, что в какой-то момент заемщики вновь будут кредитовать население и бизнес. Правительства не допустят обрушения финансовой системы — это означало бы смертный приговор для них самих. Первым предвестником наступающей инфляции может стать рост в сырьевом секторе.
Ну а пока — снижение темпов роста ВВП по всему спектру стран, развитых и развивающихся — наглядное подтверждение того, что дефляция пока что является главным фактором в развитии мировой экономики. Весь вопрос заключается в том, насколько долго он продлится, когда произойдет слом текущих трендов. Будет ли это в результате создания «плохого банка» по выкупу всех «токсичных» ипотечных активов или после еще целого ряда новых пакетов мер по поддержанию экономики — не знает никто.